Что делает такой специалист, как режиссер? Читайте в этой статье.
Вот что говорят о задачах режиссера классические курсы режиссуры, которые можно сегодня пройти в Москве.
Замысел и реализация телепроекта или съемок кино. Как театр начинается с вешалки, так и любой кино- и телепроект начинается с подбора режиссера. Именно ему предстоит быть на передовой и отвечать за готовый продукт. Съемка программ телевидения, фильмов (кино) и даже театральных постановок – процесс многоступенчатый и сложный. Режиссер обсуждает с автором идеи (или заказчиком кино / программы) общее видение, творческие фишки и даже иногда раскадровку, актеров / ведущих и декорации. Этот первый разговор очень важен. Он дает понимание, того ли человека вы выбрали из многообразия режиссеров. В случае с телепродуктом также предметно обсуждаются формат, хронометраж, продолжительность цикла, рубрики, название и, конечно, целевая аудитория. Ведь без зрителей даже самый блестящий замысел обречен на провал. Продукт должен отвечать актуальным потребностям аудитории в информации, развлечениях или просвещении. Кино же должно чему-то научить зрителя. Раскрыть одну простую идею. Например, каждый фильм о Гарри Поттере доказывает мысль: любовь может победить все, даже настоящее зло. Соглашаясь на проект, режиссер принимает на себя часть ответственности за его успех.
Бюджетирование и составление смет. Но идеи идеями, а чтобы был результат, потребуются вполне конкретные ресурсы. Прежде всего, финансирование. Именно режиссер (совместно с авторами) расписывает подробный план телепроекта / кино. Какие реквизиты нужны, сколько они стоят и где их заказать. Какая фирма и на каких условиях будет одевать ведущих/ актеров для каждой съемки. Где будем брать съемочное оборудование и за какую стоимость. Кто отрисует заставку для программы / фильмов. На каких условиях будем работать с гостями и актерами. Сколько потребуется человек в команду проекта и какие у них будут зарплаты. Планируются ли выездные съемки. Если да, то каков бюджет на одну. Как часто требуется амортизация профессиональной техники. Сколько стоит монтаж, сведение звука и выпуск готового продукта. Кого можно позвать в рекламодатели. Эти и многие другие вопросы находятся в непосредственном ведении режиссера (и его ассистентов) задолго до того, как начинаются съемки. Это позволяет реально оценить затраты на запуск проекта и скорость возврата этих инвестиций. Обучение, которое проходит каждый режиссер, обязательно включает пункт о финансах. Хорошая школа обязана подготовить будущего специалиста к решению подобных вопросов. А режиссеров художественных фильмов еще учат анонсировать и рекламировать (продвигать) свой продукт.
Подбор команды и управление персоналом. Когда утверждена концепция и бюджет нового телепроекта / кино, начинается этап сбора команды. Минимально для создания телепередачи нужно пять специалистов помимо режиссера. Оператор с функцией осветителя, звукорежиссера и монтажера. Иногда это разные люди. Но если проект совсем молодой, канал не федерального масштаба, а денег на старт не так много, практикуется вот такое совмещение. Редактор для поиска тем выпусков, подбора гостей, локаций, составления сценария съемки, вопросов для интервью, написания всех текстовых материалов. Этот человек работает за кадром. Но от его толковости и опыта во многом зависит успех всего предприятия. Он же работает с суфлером. И выполняет функции продюсера по гостям. Среди режиссеров бытует мнение, что один грамотный редактор способен спасти даже самый неудачный проект. Ассистент или администратор выполняет многочисленные мелкие поручения. Заказать такси, встретить гостя, угостить кофе, отправить почту, сдать архивы и т.д. Иногда в обязанности такого помощника входит следить за реквизитом и декорациями. Элементарно протирать пыль, расставлять стулья, полировать блестящие поверхности, попадающие в кадр. Пусть такая работа на первых порах работы на ТВ вас не пугает. Это отличный опыт. Гример – волшебник преображения. Без него невозможна ни одна телепрограмма. Любой гость и ведущий проходят через его заботливые руки. Ведь, окажись вы в кадре, без профессионального телегрима, зрители попросту решат, что вы больны. Настолько софиты «съедают» наши естественные краски. Ну и, конечно, ведущий передачи. Умный, открытый, внимательный, настоящий профессионал, работающий в нужном формате. Если программа юмористическая, глупо приглашать вести ее строгого политического обозревателя. Зритель не поймет. И, напротив. Смешной, зажигательный ведущий в новостях наведет настоящий сумбур. Всех этих людей режиссер бережно отбирает из десятка претендентов. Для съемок полноценного кино потребуется в разы больше специалистов. И вместо ведущих артисты.
Координация всего процесса съемки телепроекта или кино. Итак, добро получено. Канал или продакшен начинает съемки. Долгожданное «Мотор!» готово сорваться с уст нашего режиссера. Как вы представляете себе эту картину? Наверно, как в голливудских фильмах. Уютное режиссерское кресло, чашка с ароматным кофе и громкоговоритель. Режиссер мирно отсматривает материал из этого укрытия, а съемки проходят где-то вдалеке. На деле все иначе. Да, есть и кресло, и кофе. Но нет на месте самого режиссера. Он, как ураган, перемещается по съемочной площадке, отдавая команды то осветителям, то звукарям, то самим артистам. В случае с телепередачей это происходит по внутренней связи через «ухо». А на съемках фильмов непосредственно через рупор. Запись – будь то кино или телепрограмма – всегда можно прервать. А вот с прямым эфиром сложнее. Он идет беспрерывно. И тут у опытных режиссеров припасен небольшой секрет: главное заранее проверить связь! Интернет, телефон, «ухо», мессенджеры и т.д. Подойдет и пригодится все! Обучение на курсах режиссуры телевидения, кстати, включает подготовку режиссеров прямого эфира. Эти незаменимые специалисты снимают спортивные мероприятия. Футбольные матчи. Баскетбол, скачки, марафоны и т.д. Наша школа готовит телеведущих, которым мы обязательно рассказываем, как правильно работать с режиссером и его помощниками.
Работа с ведущими, экспертами и актерами на площадке. Режиссеров кино и телевидения за глаза называют многоручками и многоножками. Кажется, они успевают везде. Программа профильных курсов изначально готовит этих людей к такой жизни. Предстоит не только следить за работой технического персонала (читай, за качеством картинки и звука), за массовкой, но и много работать с главными действующими лицами съемки. На ТВ это ведущие и гости программы. В кино – актеры. Ведь и там, и там есть элемент игры. Лучшие телешоу (Вечерний Ургант, Прожекторперисхилтон, Камеди клаб и т.д.) так нравятся зрителям, потому что основаны на жестком сценарии, но производят впечатление чистой импровизации. А кино – это безусловная игра. Чтобы зритель поверил и не переключился, надо вжиться в роль убедительно. И все же иногда случаются накладки. Пересъемка эпизодов в кино и многократные дубли на ТВ связаны именно с этим. Кто-то из действующих лиц переиграл или, наоборот, не дотянул. Режиссерские курсы включают блок о работе с артистами и ведущими как раз на этот случай. В программе курсов есть не только психология и профильные дисциплины, но и актерское мастерство. Чтобы говорить с участниками съемки на одном языке. Многим студентам обучение дается не просто, но из лучших потом выходят по-настоящему звездные режиссеры, получающие престижные награды и звания.
Постпродакшн. Когда материал для кино или телепередачи отснят, и герои расходятся по домам, начинается, пожалуй, самая интересная и сложная фаза работы режиссера. Теперь ему вместе с командой технических специалистов (монтажер, дизайнер, видеограф, звукооператор и т.д.) предстоит собрать лучшие фрагменты и дубли в единый красивый материал. Для этого отсматривается все и отсеивается лишнее. Вспомните один из ваших любимых фильмов. Или очередной выпуск пятничного ток-шоу. Это и есть та самая – лучшая выжимка. То, что идет в эфир (или прокат, если это кино), называется мастером. Именно этот материал будет храниться в архиве как готовый продукт.
Продвижение. Это специфическая, но важная работа режиссера и его команды. Она начинается за несколько месяцев до выхода в свет нового кино или программы. Взять хотя бы последних «Мстителей». Реклама в кинотеатрах, по ТВ и в Интернете вышла в свет за полгода до премьеры фильма. В тизерах уже были собраны самые яркие эпизоды. Зачем? Правильно, чтобы фанаты ждали премьеру еще больше. То же самое происходит на ТВ. Промо нового проекта начинается за четыре-пять месяцев до выхода пилотного выпуска. И в кадре мелькает нарезка из уже отснятых выпусков. Заметьте, никто не знает, выстрелит или нет. Какими будут рейтинги. Что скажут телезрители. Но продвижение в любом случае уже запущено. Это риск, но необходимый.
Итак, профессия режиссер кино и телевидения невероятно интересна и очень ответственна. Недаром, лучшие режиссеры – это люди публичные. Они много зарабатывают и живут в достатке. В Школе телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ» мы знакомим студентов курса телеведущих с основами режиссуры. Чтобы в своей профессиональной жизни они знали, кто главный на съемочной площадке.