Безусловно, генеральный продюсером невозможно стать за один день или, например, просто получив профильное образование. Ведь он, как и генеральный директор, это человек с большим профессиональным и жизненным опытом, который позволит ему не только руководить людьми и производственными процессами, но и видеть перспективы для дальнейшего развития телеканала или фильма, если речь идет о кино.
Так случилось, что в России, когда говорят о генеральных продюсерах, то чаще имеют ввиду именно телевидение. Ведь, несмотря на присущую телевидению творческую составляющую, как, например, в кино или театре, оно при этом бесспорно живет исключительно по законам бизнеса. Поэтому и человек, которому поручено развитие и продвижение целого канала, просто обязан быть хорошим медиа-менеджером и управленцем. Передачи какого формата будут в эфире в новом телесезоне? Кто из ведущих канала станет ключевым лицом для зрителя? Какое ток-шоу будет идти в прайм-тайм? Наконец, откуда брать финансирование для новых проектов? Последнее слово именно за ним.
Как стать генеральным продюсером на телевидении?
Конкретного, занесенного в учебники пути, как стать генеральным продюсером канала, конечно, нет. Но в целом можно выделить два варианта действий, которые помогут вам стать ближе к цели.
Первый и самый логичный – дорасти до должности внутри компании. Безусловно, это довольно долгий путь, ведь вам предстоит начать, по сути, с самых простых телевизионных должностей – корреспондента или исполнительного продюсера, ведущего выпуска новостей или погоды – и постепенно, приобретая опыт, полезные связи, профессиональную репутацию и понимание того, как будет работать телевидение в будущем, вы будете продвигаться вверх по карьерной лестнице. Вполне возможно, что однажды вам предложат стать именно генеральным продюсером телеканала. Этот способ подходит целеустремленным и амбициозным людям, которые готовы посвятить свою профессиональную жизнь работе на ТВ.
Второй вариант – это больше медийная история, нежели руководство к действию. И именно поэтому он известнее в массах, чем первый. Речь идет о частой практике, особенно характерной для новых телеканалов, когда для повышения узнаваемости бренда на должность генерального продюсера приглашается хорошо известное публике медийное лицо. Конечно, и при этом варианте развития событий вам просто жизненно необходимо быть профессионалом в своем деле и знать о том, как устроено и работает телевидение. Чаще всего, кстати, медийных лиц выбирают именно из телевизионной среды, а не, например, из мира спорта или бизнеса. На плечи такого приглашенного ложится ответственность, едва ли не больше, чем если это будет человек, найденный внутри компании. Ведь ему предстоит в очень сжатые сроки изучить политику канала, ознакомиться с пожеланиями по развитию канала от его руководства, понять целевую аудиторию канала, его сильные и слабые стороны, выработать стратегию продвижения и, собственно, воплотить ее в жизнь.
Важно ли профессиональное образование для генерального продюсера?
Как уже было замечено выше, шансы стать генеральным продюсером канала выше у представителей телевизионной среды, поскольку телевидение – весьма специфичный мир, находящийся на стыке творчества и бизнеса, на пересечении личных знакомств и деловых контактов. Неподготовленный человек может просто «утонуть» в новой для него информации и не выдержать откровенно бешеного ритма телевизионной жизни.
Поэтому если вы нацелились на место генерального продюсера любимого канала, советуем сначала получить образование в области телевидения и начать работать на ТВ.