Человек-оркестр. Массовик-затейник. Универсальный солдат. Все эти сравнения с легкостью можно применить к одной очень интересной профессии – продюсер телевидения. В его ведении находится такая огромная масса творческих и технических задач, что мы решили уделить ему отдельную статью.
Обязанности телепродюсера
В профессиональных обязанностях продюсера ТВ соседствуют такие парадоксы, как «составление писем и обзвон потенциальных актеров массовки», с одной стороны, и «обеспечение финансирования проекта», с другой. Это не ошибка. Продюсер телевидения действительно лично занимается на ТВ самыми разными вопросами.
Он курирует:
оформление творческой идеи на новый телепроект. Участвует в обсуждении концепции будущей программы, составляет заявку, контролирует ее прохождение по разным инстанциям на ТВ и, если нужно, отстаивает идею перед руководством канала.
участие во всех этапах телепроизводства. В пре-продакшене, продакшене и постпродакшене. В любой момент продюсер имеет право вносить правки.
взаимодействие с творческой и технической частью съемочной команды. Продюсер телевидения обязан говорить на одном языке и с теми, и с другими. Знать обо всех поставленных задачах, сроках, проблемах и форс-мажорах.
контроль соблюдения авторского права и других законодательных тонкостей. Журналисты, как минимум, подчиняются Конституции и закону о СМИ. А в процессе выполнения своей работы могут пересекаться с целым рядом иных законодательных документов.
привлечение финансирования и поиск инвесторов для телепроекта. Отсюда прямая необходимость проводить презентации, переговоры, заключать сделки. Ведь любой пилот на ТВ рано или поздно обязан выйти на самоокупаемость и прибыль.
продвижение и раскрутка телепроекта. Без этого компании просто не узнают о новых рекламных возможностях. А звезды ТВ и интересные спикеры – о новой площадке для выступлений. Часто именно продюсер лично обеспечивает сотрудничество проекта с известными людьми
Профессиональные навыки и качества
Без долгих вступлений перечисляем самые главные человеческие качества и профессиональные навыки, которыми обязан обладать продюсер телевидения:
На связи 24/7. В съемочный сезон (на ТВ он длится примерно с сентября по май-июнь) можно забыть про отпуск и выходные. Телефон и ноутбук в это время – ваши самые верные помощники.
Стрессоустойчивость. Форс-мажоры на ТВ случаются довольно часто. Начиная от заболевшего гримера, заканчивая застрявшим в пробке главным героем передачи. Продюсер не просто готов ко всему, он оперативно решает все эти проблемы.
Рациональность и логика. Они нужны, чтобы принимать быстрые, но взвешенные решения. Снимаем передачу со скандальным героем или отменяем съемку? Выделяем дополнительный бюджет или экономим? Берем еще одного оператора? И т.д.
Гибкость и ответственность. Эти два качества обеспечивают бесперебойное телепроизводство. Ведь работа в команде телепроекта – это всегда поиск компромисса. Нужно учесть интересы всех сторон и позаботиться обо всех нюансах.
Лидерские качества. Телепродюсер должен быть лидером, способным увлечь идеей и повести за собой целую команду. Уважаемым коллегами по цеху, профессиональным сообществом, экспертами, рекламодателями, гостями и т.д.
Переговорные навыки и умение выступать на публике. Это особенно важно на этапе запуска проекта, а также при поиске инвесторов.
Хотите узнать больше о специальности «продюсер телевидения»? Ждем вас в Школе телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ».
Линейный продюсер
Что входит в обязанности такого продюсера? Как видно из названия, это работа одного вида, линейная. Этот специалист занимается поиском экспертов, специальных гостей студии, массовки. Он же приглашает к сотрудничеству звезд шоу-бизнеса, политиков, артистов. Обеспечивает работу какого-то одного конкретного направления в процессе создания полноценного тв-продукта. Работает в тесной связке с командой редакторов, режиссером, операторами, звукорежиссерами и закадровым персоналом.
Это основные виды продюсирования на современном телевидении. Но есть еще одно, которому пока не учат в телешколах, однако оно уверенно набирает обороты. Это личный продюсер. Или, скорее, персональный помощник, PR-консультант. Работа очень разноплановая. Вкратце расскажем и о ней.
Корнями личное продюсирование уходит в сферу шоу-бизнеса, где уже давно есть концертные директора и PR-менеджеры. Личные продюсеры стали особенно востребованы в эпоху персональных брендов, когда телеведущие и телезвезды по примеру популярных блогеров стали не просто вести телепрограммы, а активно зарабатывать на своем таланте и вне телевидения. Быть своего рода «продуктом», который «покупают» для проведения мастер-классов, лекций, развлекательных мероприятий и т.д. В обязанности личного продюсера входит оценка поступающих предложений, поиск интересных площадок, переговоры, документооборот, продвижение звезды в соцсетях, а иногда и ведение графика. Вот такой интересный тренд наметился в истории продюсирования. Он не совсем про ТВ, но тесно связан со сферой публичности.