Если вы когда-нибудь задумывались о том, какие из ныне здравствующих профессий будут востребованы и в будущем, то, наверняка, не обошли вниманием и такую отрасль, как телерадиожурналистика. И это совершенно правильно, ведь на протяжении последних двадцати лет телерадиожурналистика в нашей стране пережила настоящий бум. От советской модели телевидения и радио, где во главу угла ставилось производство контента по госзаказу, российское телевидение и радио полностью перешли на коммерческую основу. Именно благодаря этому мы смотрим ток-шоу, любимые сериалы и реалити-шоу, а также слушаем самые популярные радиопрограммы в прямом эфире.
Итак, давайте подробнее рассмотрим, какие шансы у телерадиожурналистики остаться в числе востребованных?
Не секрет, что мир движется к тотальной роботизации и все более глубокому проникновению высоких технологий во все сферы. Именно поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что в будущем будут востребованы все профессии, связанные с ИТ, телекоммуникацией и связью. Однако из-за того, что количество электронного контента, а также возможности для обмена информацией и знаниями будут расти, логично предположить, что вырастет и информационный поток. Уже сегодня помимо привычных нам телевидения, радио и Интернета, в качестве источников новостей, а зачастую и первоисточников, мы активно используем социальные сети. Стремясь идти в ногу со временем, и в погоне за читателем (зрителем, слушателем), многие СМИ плавно «перекочевали» с телевизионной «кнопки» и определенной радиочастоты в интернет-пространство, создав не только свой сайт, но и официальные аккаунты в самых популярных соцсетях, которые, кстати, работают в таком же режиме, как и основное СМИ. Практически все смартфоны и планшетные компьютеры сегодня могут свободно подключаться к Интернету и поддерживать массу приложений. Фактически это привело к тому, что каждый из нас может формировать свое персональное информационное поле.
Как связана со всеми этими процессами телерадиожурналистика, спросите вы, и связана ли вообще? Да, безусловно. Растущая информатизация общества, повсеместное проникновение Интернета, обилие гаджетов в нашей ежедневной реальности, резкое ускорение темпа жизни, особенно в крупных городах, приводит к тому, что информационные «аппетиты» общества возрастают. Людям постоянно нужны свежие данные, новости устаревают буквально за считанные минуты. Чтобы удовлетворять эти растущие информационные потребности, журналистам и СМИ в целом нужно производить все больше и больше контента, а потом очень быстро доставлять его потребителю. Все это сказывается и продолжит сказываться на методах работы телерадиожурналистов.
Уже сегодня многие СМИ имеют отдельные телевизионные/ радиоредакции, интернет-редакции, редакции для производства контента в аккаунты соцсетей СМИ. По-прежнему для телевизионщиков важно умение работать на камеру, для радийщиков – удерживать внимание слушателей, используя только голос, для журналистов интернет-редакций – работать с гипертекстами, для сотрудников редакций СМИ в соцсетях – формулировать материал очень кратко, но при этом ярко. Однако абсолютно все журналисты становятся еще мобильнее и учатся готовить профессиональные журналистские материалы практически в одиночку. Используют смартфоны для самостоятельной записи оперативных репортажей, скайп для получения комментариев, мобильную связь для поддержания контакта с редакцией и героями и т.д. То есть происходит так называемая конвергенция (объединение) телевизионных профессий, а журналист все больше превращается в универсального солдата.
И все же самый главный вопрос – останется ли в принципе востребована телерадиожурналистика? Эксперты едины во мнении, что в будущем помимо профессий, связанных с ИТ, также будут востребованы социальные специальности, помогающие поддерживать живую коммуникацию между людьми, поскольку тотальная интернетализация всех сфер жизни и отраслей хозяйства приводят, как ни парадоксально, к росту социальной изоляции, чувству разобщенности у людей. Справиться с ней поможет только целенаправленное объединение общества, вовлечение в общественную деятельность, непосредственная коммуникация. А ведь сама методология работы любого журналиста предполагает эту самую коммуникацию для формирования объективной информационной картины дня. Именно благодаря своей социальной составляющей телерадиожурналистика имеет все шансы остаться в числе востребованных профессий в будущем.
Хотите окончить курсы телерадиожурналистики? Приходите к нам на курс "Высшие курсы телеведущих"