Человек – существо социальное. Мы общаемся постоянно. В семье, в магазине, на спорте, на учебе, на отдыхе и, конечно, на работе. У одних это получается успешно: они блестяще проходят собеседования, виртуозно ведут презентации, а за умение вести искренние разговоры их называют душой компании. Другие испытывают проблемы в процессе общения. Что же делать тем, у кого общение в социуме протекает не так гладко? Кто робеет перед начальством. Кого не всегда понимают даже самые близкие. Перестать коммуницировать – просто невозможно, да и зачем? А вот научиться искусству общения – это правильное решение! В Школе телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ» целый штат квалифицированных педагогов, которые точно знают, как вам помочь.
Виды общения по количеству участников и средствам
Первое, с чего начинается изучение процесса общения – это его классификация. В психологии коммуникация делится на виды. По количеству участников выделяют межличностное общение, то есть общение тет-а-тет. Групповое общение, то есть коммуникация преподавателя с небольшой аудиторией. Массовое общение, которым является, например, выступление на радио или ТВ для миллионной аудитории.
Особенностью образовательного процесса нашей Школы является то, что мы отрабатываем все варианты общения в процессе тренингов. Так, общение тет-а-тет есть не что иное, как интервью. Групповое общение – это классическая пресс-конференция, где одному спикеру задают множество вопросов. А массовое общение – это, например, речь на живом выступлении или видеообращение для канала Youtube.
По средствам коммуникации выделяются такие виды, как вербальное и невербальное общение. Вербальное – это наша речь, слова и звуки. Невербальное – мимика, жесты, поза. С первым мы работаем на специализированной дисциплине, которая называется техникой речи. Здесь каждый слушатель узнает все о том, что и как нужно говорить. Мы не только пополняем словарный запас, но и учимся правильно произносить отдельные звуки, дышать, ставить корректные ударения в словах, четко и внятно формулировать мысли. Отдельная сложнейшая тема – речевая импровизация. Ведь каждому из нас хочется говорить, чтобы было, как в сказке: речь как реченька журчит. Очень важно, что в процессе группового общения слушатели не только понимают и исправляют собственные ошибки, но и учатся на чужих. Это во много раз ускоряет прогресс.
Техники невербального общения в нашей Школе изучаются на таких дисциплинах, как Мастерство работы в кадре и Актерское мастерство. Дело в том, что как бы красиво вы не говорили, свою речь еще нужно уметь правильно подать. Позитивное впечатление в этом случае как раз и производят ваша осанка, поза, жестикуляция и, конечно, мимика лица. Зрителя не проведешь. Он сразу распознает неуверенность в закрытых позах, неподвижности или, напротив, излишне резких и частых движениях. На Актерском мастерстве мы учимся управлять своими эмоциями и телом, а на Мастерстве работы в кадре – придавать своей речи убедительности и нужной эмоциональности.
Виды общения по задачам и форме передачи
По задачам в общении выделяют такие виды, как биологическое общение и социальное. С биологическим все понятно. Это именно то, что заставляет нас просить помощи или совета у других, - острая необходимость ради самосохранения. Например, мы болеем и обращается к врачу ради выздоровления. То есть вступаем в контакт по необходимости, продиктованной биологией. А вот социальное общение – как раз то, с чем бывают проблемы. К нему относятся дружеские связи, рабочие контакты, общение в семье и других неформальных группах. Его цель – укрепить наше положение в социуме как его неотъемлемую часть. Это нас развивает, обогащает интеллектуально и духовно.
Как раз вопросами социального общения мы занимаемся на уроках Психологии. Учимся устанавливать первый контакт. Рассказывать о себе как о специалисте и эксперте в какой-то профессиональной области. Вести диалог на отвлеченные темы, поддерживать беседу легко и непринужденно. Дискутировать и отстаивать свою точку зрения, не обостряя отношения. Выходить из сложных коммуникационных ситуаций победителем. Видеть новые возможности в процессе общения.
Виды общения по средствам связи – непосредственное (вживую) и опосредованное (посредством какой-то техники, канала, мессенджера и т.д.). Это очень актуальная тема сегодня. Начнем со второго.
Буквально каждый хочет быть видеоблогером. Зарабатывать деньги на смешных вайнах или бьюти-советах. А это невозможно без умения работать на камеру. Именно этому мы учим студентов на Мастерстве работы (общения) в кадре – очаровывать с первого взгляда и удерживать внимание зрителя на протяжении всего видео. Как показывает наша практика, умение профессионально работать в кадре помогает покорить популярные мессенджеры и соцсети: Инстаграм, Youtube, Телеграм и т.д.
Что же касается старого доброго живого или непосредственного общения, то не спешите списывать его со счетов. Мы живем во времена экспертов. Они повсюду. Эксперты по финансам, налогообложению, управлению активами и репутации. Профессиональные коучи, юристы, пластические хирурги, психологи и т.д. И всем им необходимо регулярно доказывать свою экспертность. Делается это при помощи целого комплекса мероприятий, среди которых одним их ключевых являются живые выступления на профессиональных мероприятиях. Форумах, выставках, конгрессах. И здесь, разумеется, наш курс Ораторского искусства просто незаменим.
Виды общения по содержанию и иные виды общения
В психологии процессы общения классифицируют также в зависимости от предмета передачи. Так, обмен чем-то физически ощутимым (конкретными продуктами и предметами деятельности) называется материальным. А обмен знаниями или информацией, обогащающей интеллект, - когнитивным. Если в процессе общения мы обмениваемся психическими состояниями и эмоциями (радостью, горем, печалью и т.д.), то это кондиционное общение. Если мы учим кого-то и передаем свой опыт, это деятельностное общение. Вид общения, направленный на побуждение к действию, призыв, вдохновение, называется мотивационным.
Перечисленные в этом абзаце виды общения, не являются предметом непосредственного изучения в нашей Школе. Мы затрагиваем их косвенно, как и иные виды общения. Такие, как воспитательное общение, т.е. наставничество. Диагностическое общение с целью постановки диагноза или назначения лечения. Интимно-личностное общение, т.е. направленное на установление глубоких длительных отношений, как правило, в паре. Пожалуй, лишь деловое общение красной нитью проходит сквозь весь процесс обучения в нашей Школе. Именно оно позволяет добиться запланированного результата. А это и есть наша цель!
Итак, планируете использовать разные виды общения для продвижения по карьерной лестнице или в личной жизни? Давайте для начала изучим основные и узнаем, как ими пользоваться.