В правильном, классическом варианте любой телевизионный сюжет готовится несколькими специалистами – корреспондентом, телеоператором, звукорежиссером и режиссером монтажа. Иногда в этой схеме еще участвует продюсер. Но в реальной телевизионной практике очень часто в создании сюжета задействованы только корреспондент и оператор. От эффективности их тандема зависит качество финального телепродукта. В этой статье мы расскажем, чему стоит уделять особенное внимание в общении, чтобы рабочий тандем «телеоператор – корреспондент» сложился.
Хороший корреспондент знает, что перед любым выездом на съемку нужно обсудить с телеоператором, что хочется видеть на выходе. Примерный сценарий, пожелания по планам, общая идея сюжета, - все это требует тщательного обсуждения накануне съемки. При этом не стоит диктовать оператору, как ему лучше выполнять свою работу, то есть снимать. Приветствуются пожелания по особенным планам, но говорить пошагово, как, кого и в какой последовательности снимать, не нужно.
Уважаемые корреспонденты, помните, что телеоператор – это такая же самостоятельная творческая единица, как и вы. Но при этом не забывайте, что финальная версия сюжета – это, в первую очередь, результат вашей работы. И если, по вашему мнению, на выходе не хватает каких-то планов, то предъявлять претензии оператору просто бессмысленно. Ведь он выполнял вашу сценарную заявку. Значит, объяснять, что в итоге должно было получиться, нужно было подробнее.
Также стоит прислушиваться к советам телеоператора по съемке и не настаивать на какой-то конкретной локации. Ведь оператор видит картинку целиком, сквозь объектив. Ему очевидны такие недостатки локации, как фонарные столбы, мусорные баки, обрезанные крыши домов и т.д. Поэтому если коллега предлагает переместиться левее или правее, прислушайтесь к нему, наверняка, это лучше для красоты кадра.
Кстати, о работе на местности. Неважно, где вы снимаете сюжет. До места съемки еще ведь надо добраться. И если корреспонденту достаточно запастись блокнотом и ручкой для оперативных пометок, то телеоператор берет с собой камеру, свет, микрофоны, звукоаппаратуру. Все это он тащит, разумеется, на себе. Нередко можно наблюдать картину, когда нарядный корреспондент идет налегке, а позади него еле плетется нагруженный телеоператор. Что ж, господа корреспонденты, совет очевиден: помогите коллеге с техникой, и он обязательно поможет вам в процессе съемки.
Когда материал для сюжета уже отснят и отправлен в монтажную, задача корреспондента подготовить для режиссера монтажа правильный и понятный монтажный лист. А потом еще и проверить корректность смонтированного материала, титров и т.д. Ведь если в эфир выйдет некачественный материал, то спросят с корреспондента, а уж потом с оператора. Так что помогайте друг другу. Как показывает реальная практика телевидения, хорошие человеческие отношения, взаимовыручка и своевременная благодарность – это и есть основа эффективного тандема «корреспондент – телеоператор».